(Из наставлений Геше Юнгдрунга Калзанга Понго)
Попадая в бардо (состояние между смертью и новым рождением), каждое сознание получает шанс освободиться из круговорота, достичь просветления. Что же происходит, если просветление не достигается? Каков обратный механизм — механизм возврата в круговорот?
Возьмём исписанный лист бумаги и свернём его в трубочку. Когда все омрачения ума после смерти растворяются во всеобщей основе (кунжи), это становится похоже на такой свёрнутый лист бумаги. Всё, что на листе было написано, оказалось внутри, и с виду как будто бы ничего нет, бумага чистая — основа ясно сияет, незапятнанная омрачениями. Но если это ясное сияние основы не распознаётся сознанием в бардо как проявление собственной природы, то это можно сравнить с тем, что бумага снова разворачивается — и всё то, что было на ней написано, снова становится видимым. Это — путь назад в сансару, круговорот смертей и рождений.
Что значит не распознаётся как проявление собственной природы? Естественными самопроявлениями пустотного пространства основы являются звук, свет и лучи. Проявляется свет пяти цветов: белого, жёлтого, синего, зелёного и красного. Эти пять светов — чистая суть самопроявления основы. Однако, если мы не распознаём в этих светах самопроявления, а воспринимаем их как нечто внешнее, отдельное от себя, то рождается неведение относительно этой природы. Это так называемое «вместерождённое неведение» — неспособность постичь основу, воспринять истинную природу ума и явлений в бардо.
Поскольку самопроявления воспринимаются как нечто внешнее, находящееся «где-то», то появляется представление о «я». Заблуждающееся восприятие порождает процесс мышления и все его разнообразные формы. Восприятие постепенно огрубляется, «я» приобретает всё более плотную форму. Возникает неприятие чего-то, что кажется нехорошим и неприятным, и вместе с ним — влечение к тому, что кажется приятным. Восприятие всё больше и больше огрубляется, что ведёт к порождению разнообразных форм и факторов ума. Дальнейшее огрубление восприятия ведёт к тому, что в итоге эти пять видов света, воспринятые как нечто отдельное от «я», начинают восприниматься как пространство, ветер, огонь, вода и земля. Желтый свет воспринимается как земля; зелёный — как ветер; красный — как огонь; синий — как вода; белый — как пространство.
Таким образом изначально возникшее в бардо неведение формирует заблуждение, омрачённое восприятие. Это похоже на то, как вода становится льдом — из текучей и бесформенной субстанции превращается в твердую и обладающей формой. В совокупности всё это проявляет для существа всё более грубый вид материи, всё более грубое состояние сознания.
В результате такого восприятия «миража проявлений» как истинно существующего бытия в сфере тонкой сути пяти светов формируется плотная иллюзия составного тела. То есть в результате кармических следов проявленной действительности созревает и формируется физическое тело живого существа. Всё, что воспринималось раньше как свет, проявляется как «действительность», в грубой форме, как собственное физическое тело. Проявляется действие ядов сознания, в силу чего возникает всё разнообразие омрачений ума — и тонких, и грубых. В результате проявления трёх фундаментальных ядов неведения — отторжения, влечения и безразличия — происходит рождение в сансаре, которое как само по себе является страданием, так и несёт с собой дальнейшие страдания болезней, старости и смерти. Круговорот перерождений продолжается.
Переродиться в благих уделах, высших мирах или даже в чистой земле Будды человеку помогает посмертная практика переноса сознания — Пхова. Ее можно использовать не только для себя, но и для других людей (вне зависимости от их религиозной принадлежности), а также животных.
🙏🙏🙏
Вторая фотография, это испытание после прохождения техники Пхова! Монахом втыкается тоненькая соломинка, в место выхода центрального канала, там должно образоваться маленькое отверстие в черепе!🙏🙏🙏