О чём нельзя думать перед смертью?
Наши мысли перед смертью очень важны, так как они могут сыграть большую роль в перерождении. Даже если человек всю жизнь совершал добродетельные поступки, но во время смерти у него возникли негативные мысли, то он вполне может переродиться где-то в низших мирах.
Например, когда умирает отец или мать, то бывает, что их дети начинают сильно плакать, просят не оставлять их — и тогда у родителя может возникнуть сильная привязанность к детям и перерождение произойдет под влиянием этой привязанности. Также бывает такое, что кто-то из родственников начинает напоминать умирающему о долгах семьи, задавать вопросы вроде «где ты прячешь деньги?», и под влиянием мыслей о деньгах и возникшей привязанности к ним перерождение, опять же, не будет благоприятным. Это происходит потому, что сознание заходит в канал, который отвечает за привязанность, и смерть наступает, когда оно находится там.
В Тибете, когда человек умирает, рядом с ним обычно находятся ламы или монахи. Если умирающий — мирянин, то лама наставляет его так: «Ты умираешь. Пожалуйста, пойми это. Не думай ни о чём постороннем, обращайся молитвенно к своему коренному учителю». Если человек занимался практикой при жизни, то ему даются наставления, чтобы он вспомнил о своей практике. Если он занимался практикой Пховы, то даются наставления по Пхове. Если родственники плачут, то им вообще не разрешается находиться рядом с умирающим, чтобы не отвлекать его.
Расскажу одну историю. Лет пять-шесть назад в нашей местности в Тибете жил один богатый человек — хороший, но неграмотный: ни читать, ни писать он толком не умел. Звали его Раши Тугден. Поскольку у него было много денег, то люди часто брали у него их взаймы, а он делал себе об этом на листке бумаги какие-то пометки, состоявшие из одних только цифр, так как имя человека он написать не мог.
В течение жизни он получил наставления по Нёндро и по Пхове. И вот однажды он шел куда-то вместе с одним своим знакомым, и внезапно из-за поворота вылетела машина и сбила его. Какое-то время он был ещё жив и мог говорить, но понимал, что умирает. Спутник же не пострадал. И вот, пока Раши Тугден был ещё жив, этот знакомый достал у него из-за пазухи тот самый листок с цифрами и уже открыл было рот, чтобы сказать: «Расскажи, кто и сколько тебе должен, а то по твоим записям ничего не понятно». Но Раши Тугден из последних сил замахал на него руками и потребовал замолчать, чтобы не отвлекаться от мыслей о коренном учителе.
Это был очень правильный поступок. Говорят, что в итоге все, кто был ему должен, сами пришли к его родственникам и всё до копейки вернули.
Есть ещё одна история. Во времена Тонпа Шенраба жил-был один недобродетельный министр, глава какой-то из областей государства Шанг-Шунг, которым управлял Тонпа Шенраб. Много раз Тонпа Шенраб призывал к себе этого министра и уговаривал его измениться, но ничего не помогало. Когда этого министра просили совершить подношение, например, воды на алтарь, говоря, что это добродетельный поступок, он отвечал: «Если всего лишь чашка воды на алтаре — это добродетель, то чьей же добродетелью является океан?» Если подносилось зерно, то он говорил: «Вот вы сейчас зерно подносите, говорите, что это добродетель, а чья же тогда добродетель все те насекомые, которые погибли во время сбора этого зерна?» Когда на алтаре возжигали масляные светильники, то он говорил: «Чья же добродетель то, что мотыльки слетаются на свет и гибнут в пламени?» Тонпа Шенраб понял, что безнадежно пытаться ему что-то объяснять, потому что если веры нет, то тут ничего не поделаешь.
Прошли годы. Министр постарел, заболел и оказался на смертном одре. Здесь у него стали возникать разные видения всех тех недобродетелей, которые он творил, и он понял, что всё, что говорил Тонпа Шенраб про карму и причинно-следственную связь — это правда. То есть перед смертью в нём внезапно породилась вера. Когда он умер, то на протяжении сорока девяти дней для него читался ритуал, составленный Тонпа Шенрабом, который называется «Светоч Кунриг». Последователи Бон с тех пор после смерти человека обычно именно этот текст и читают, он очень распространенный. Таким образом Тонпа Шенраб смог помочь ему не уйти в низшие миры, а переродиться в одном из трех высших миров сансары и продолжить практику.